Главная » 2019»Февраль»23 » Hollywood Reporter: Рецензия на фильм Клер Дени "Высшее общество" (TIFF 2018)
15:28
Hollywood Reporter: Рецензия на фильм Клер Дени "Высшее общество" (TIFF 2018)
Когда было объявлено, что Клер Дени собирается снимать научно-фантастической фильм с Робертом Паттинсоном в главной роли, невозможно было представить, каким будет результат. Но независимо от того, что вы сможете вообразить у себя в голове, вы не придумаете ничего похожего на "Высшее общество" - фильм, одновременно чувственный и будоражащий, странно увлекательный и слегка утомительный, нежный и отталкивающий, смелый, а также немного амбициозный.
Другими словами, "Высшее общество" - это пестрая смесь противоречий с множеством составляющих. И в некотором смысле, это не настоящий научно-фантастический фильм, или, по крайней мере, не типичный научно-фантастический фильм, в котором Дени использует тему космического корабля, населенного человеческими морскими свинками, просто в качестве предлога для изучения тем, присутствующих в ее 30-летней карьере: желание и его фатальные последствия; красота тела и вред, который мы иногда наносим ему; жизни маргиналов, которые существуют на задворках нашего мира; теплые и напряженные отношения, которые родители могут иметь со своими детьми - тоска, насилие, секс, смерть.
Почти полностью снятый на борту плавающей исправительной колонии, которая выглядит как транспортный контейнер снаружи и как котельное отделение (или отделение неотложной помощи) внутри, фильм избегает многих классических научно-фантастических клише, предоставляя несколько мгновений научно-фантастического блаженства. Но в основном это темная, чувственная клаустрофобия, а временами и, прямо, жестокая камерная пьеса, которая происходит на судне, мчащемся к неизбежной гибели. Таким образом, трудно сказать, как "Высшее общество" сможет завоевать большое число зрителей, несмотря на то, что Паттинсон и Дени пользуются популярностью в арт-хаусе. Но ярые поклонники режиссера, скорее всего, найдут здесь много поводов для восхищения - особенно тот факт, что 72-летний французский автор фильмов остается бесстрашным режиссером, которая, по-своему, зашла на этот раз туда, где до нее не ступала нога мужчины (или женщины).
Единственными отдаленными предшественниками, вероятно, являются "Солярис" и "Сталкер" Андрея Тарковского, которые в пресс-релизе Дени называет своими "талисманами", и влияние которых вы можете почувствовать, когда она меняет планы между грубой поверхностью космического корабля (которые очень похожи на видео в качестве HD, когда смотришь на них) и более зернистыми текстурами Земли (которые были сняты на 16мм пленку). И, возможно, в "Высшем обществе" есть и кусочек Кубрика, в моментах, когда мы видим космические отсеки, несущиеся к границе черных дыр, или в маловероятном присутствии ребенка (Скарлетт Линдси) на корабле – за исключением того, что это не "Звездный ребенок"(Star Baby), а вполне реальный ребенок. Возможно, в космосе никто не слышит, как вы кричите, но мы определенно слышим, как этот ребенок довольно часто кричит на открытии фильма.
Отец ребенка - или, по крайней мере, опекун, поскольку отношения между различными персонажами остаются довольно неясными на протяжении некоторого времени в фильме, - это Монте (Паттинсон), молодой человек, который, кажется, застрял один на борту космического корабля, изо всех сил стараясь сохранить жизнь себе и ребенку. Вскоре мы узнаем, что Монте на самом деле сопровождает безжизненный экипаж, чьи мертвые тела хранятся в кладовой, пока он не выбросит их всех за борт.
После этого расширенного вступительного эпизода история - от Дени и ее обычного соавтора Жана-Поля Фаржо (Зади Смит, видимо, в какой-то момент была привязана к проекту, но не упоминается здесь) - рассказывается в основном через воспоминания, показывающие, как Монте стал последним заключенным, находящимся в футуристическом центре содержания под стражей, где заключенные могут свободно передвигаться, но должны соблюдать одно правило: мужчины должны пожертвовать свою сперму и женщины свои яйцеклетки и свое тело, позволяя своему безнравственному наблюдателю и сокамернику, доктору Дибсу (Жюльет Бинош), проводить тесты в области деторождения, результаты которых транспортируют обратно домой.
Если это звучит как жестокая организация, то, безусловно, так и есть, особенно когда Дени показывает, как все работает в откровенных деталях: мужчины (в исполнении Андре Бенджамина, Ларса Эйдингера и Эвана Митчелла) мастурбируют в чашки в обмен на снотворное, а женщин (в исполнении Миа Гот, Агаты Бузек, Клэр Тран и Глории Обианё) оплодотворяют, а затем оставляют, чтобы родить детей, которых быстро забирают у них. (Кадр одной женщины, покрытой грудным молоком, которым она не может накормить своего собственного ребенка, является одним из провокационных снимков, демонстрируемых здесь. Некоторые из этих кадров, казалось, спровоцировали ряд забастовок во время мировой премьеры фильма в Торонто.)
Единственный заключенный, который не принимает участия в этом процессе, - это Монте, который выбрал целибат, как образ жизни, и живет в одиночестве среди других. Но его позиция в конечном итоге приводит к тому, что многие сочтут самой будоражащей сценой фильма, включающей изнасилование и высокоинвазивную форму искусственного оплодотворения. Другая сцена, которая, вероятно, вызовет резонанс, - когда персонаж Бинош входит в отсек космического корабля, предназначенный для сексуальных игр. Он в основном представляет собой звукоизолирующую камеру для мастурбации, изобилующую ремнями для связывания и серебряным фаллоимитатором, которым можно управлять с помощью кожаного сиденья.
Дени представляет нам длительные сцены совокупления, выполненных оператором-постановщиком Йориком Ле Сауксом (который снимал много фильмов Оливье Ассайаса), следуя за извиванием Бинош с помощью дрожащих крупных планов, выполненных ручной камерой, и наполненных грубой чувственностью. Есть несколько других таких же визуальных моментов, хотя фильм "Высшее общество" на самом деле не похож на другие работы Дени с ограниченным художественным оформлением, и в которых слишком много действия. Кроме того, изображение не кажется подходящим для режиссера, кинематография которого всегда имела такие характерные черты, как теплота и короткий кадр, а не те пронзительные образы, которые мы получили здесь.
Аналогично, космические экстерьеры (а их всего несколько) могут показаться небрежными и неоригинальными, как если бы Дени совсем не старалась в этой части - хотя съемка звезд, кружащихся вокруг черной дыры, как плавание спермы вокруг яйцеклетки, запоминается. Другие элементы работают лучше, такие как навязчивая музыка постоянного композитора Стюарта А. Стейплса (из Tindersticks) и производственный дизайн Франсуа-Рено Лабарта (Персональный покупатель), придающий кораблю очень грязный и неблагополучный вид, отражая жизни его непокорных пассажиров, которые только и могут, что оставаться в покое так долго.
Но без свойственной Дени пронзительной эстетики и с сюжетной линией, которая движется с трудом в отдельных местах, "Высшее общество" не всегда является легким времяпрепровождением, даже если случающиеся редкие вспышки насилия оживляют действие пугающими способами. И, несмотря на самоотверженную игру очень смотрибельного Паттинсона - Дени несомненно раскрывает красоту человека в определенных кадрах, купая его в потоках красного света, - фильм также кажется довольно инертным, описывая полный круг, он приводит нас к кульминации, которая кажется неизбежной, но не фиксируется так же мощно, как следовало бы. Тот факт, что некоторые англоязычные диалоги звучат неуклюже или неестественно, тоже не помогают делу.
В конечном счете, кажется, что Дени выбрала научно-фантастическую основу для создания фильма, чтобы позволить себе порассуждать об идеях, которые украсили некоторые из ее более мрачных фильмов (особенно "Что ни день, то неприятности" и "Славные ублюдки", в которых количество показа крови и тела не уступают этому фильму), а это значит, что люди, которые по-настоящему ценят ее работу, могут найти много того, над чем поразмышлять здесь. Но в то время как ее лучшие фильмы сумели привлечь нас к ее работам своими эллиптическими повествованиями и приводящими в восторг визуальными эффектами, "Высшее общество" постоянно держит нас на борту корабля, но также и в страхе. Это показывает, насколько режиссер остается уникальным, провокационным талантом мирового кино, в результате чего, возможно, только несколько избранных согласятся поехать с ней в эту поездку.